В настоящее время на территории Российской Федерации наряду с государственными высшими учебными заведениями, занимающимися традиционным образованием, действует множество негосударственных школ, курсов и учебных центров, оказывающих платные образовательные услуги по различным направлениям: от традиционных курсов вождения и бухгалтерского учета до курсов дизайна и гипноза. Кроме того, некоторые фирмы, например аудиторские, создают образовательные подразделения, которые предоставляют постоянным клиентам дополнительные услуги.

Эти учебные заведения создаются как некоммерческие организации, чаще всего учреждения. Но, несмотря на то, что в уставах таких организаций в качестве главной цели деятельности не зафиксировано получение прибыли и ее распределение между участниками, а, кроме того, предполагается финансирование этой деятельности учредителями, вопросы экономической эффективности образовательных услуг стоят далеко не на последнем месте.

Это объясняется следующими причинами. Во-первых, реально далеко не все образовательные учреждения финансируются учредителями (во всяком случае, более или менее регулярно), поэтому их администрация, решая стратегические и текущие задачи, направляет прибыль, получаемую от реализации платных образовательных услуг, на организацию и совершенствование учебного процесса.

Во-вторых, уставами образовательных учреждений предусмотрены также другие виды деятельности и социальные задачи, развитие и решение которых тоже может осуществляться за счет прибыли, получаемой от реализации платных образовательных услуг.

В этой ситуации образовательные учреждения должны заниматься ценообразованием, маркетингом, налоговым планированием и управлением финансами не менее активно, чем коммерческие организации.

Кроме того, образовательные учреждения, составляя учебные планы на новый учебный год наряду с уже хорошо зарекомендовавшими себя учебными программами, предлагают и новые учебные программы.

Как же узнать, будут ли прибыльными новые платные образовательные услуги и какие из них наиболее предпочтительны? Для этого необходимо определить и проанализировать затраты учреждения на каждую новую услугу, а также рассчитать рентабельность каждой услуги.

В общем виде показатель рентабельности рассчитывается по следующей формуле:

Р = Ээ/З,

Где: Р — рентабельность;

Ээ — экономический эффект (прибыль, маржинальный доход и т. д.);

З — себестоимость, активы, инвестиции и т. д.

В зависимости от постановки учета в конкретном учреждении можно предложить две методики определения затрат и расчета рентабельности образовательных услуг.

Первая методика основана на традиционном отечественном способе определения затрат — калькулировании. Показатели, необходимые для проведения расчетов по данной методике, формируются в течение отчетного периода и входят в бухгалтерскую финансовую отчетность.

В расчетах по этой методике участвуют прибыль от реализации, переменные и постоянные затраты. Такая методика может использоваться теми учреждениями, в которых основными задачами бухгалтерий являются своевременное формирование достоверной бухгалтерской финансовой отчетности и грамотный расчет налогов.

Вторая методика основана на западном подходе к определению затрат — директ-костинге. Показатели, анализируемые по данной методике, являются данными управленческого учета и не используются для формирования бухгалтерской финансовой отчетности, а применяются для решения задач, формулируемых собственниками и администрацией учреждения.

В расчетах по данной методике участвуют: прибыль от реализации, переменные затраты и маржинальный доход — финансовый результат от реализации после возмещения переменных затрат:

Мд = Вр-Пз = Фр+Псоnst

Где Мд — маржинальный доход;

Вр — выручка от реализации;

Пз — переменные затраты;

Фр — прибыль от реализации;

Псоnst — постоянные затраты.

Такая методика может использоваться в работе тех учреждений, бухгалтерии которых, помимо решения традиционных задач, занимаются ведением управленческого учета и удовлетворяют потребность собственников и администрации во внутренней отчетности, формируемой с учетом специфики деятельности в области платного образования.

Это требует более высокой квалификации работников бухгалтерии и больших по сравнению с первой методикой временных затрат (ведь учет в данном случае ведется в двух системах: внешней финансовой и внутренней управленческой), но в конечном итоге оправдывается более точными финансовыми показателями «на выходе».

Следует отметить, что расчеты рентабельности платных образовательных услуг в системе директ-костинга проводятся на основании величин, «освобожденных» от постоянных затрат учреждения, и потому характеризуют его расходы, непосредственно связанные с организацией и внедрением рассматриваемых образовательных программ, следовательно, являются более точными по сравнению с расчетами, проводимыми по калькуляционной методике.

Поэтому использование директ-костинга для решения управленческих задач негосударственного образовательного учреждения наиболее предпочтительно, так как позволяет увидеть не только его совокупные затраты, постоянная часть которых осуществляется независимо от экономической эффективности образовательной деятельности (аренда офисных помещений, амортизация оборудования, сервисное обслуживание оборудования, заработная плата администрации и начисления на нее), но и оценить реальный вклад (рентабельность) каждой образовательной программы в совокупность переменных затрат и общий финансовый результат.

Похожие материалы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *