Круг проблем, связанных с управленческим учетом на практике, можно выразить двумя, на первый взгляд, простыми вопросами: «Что такое управленческий учет?» и «Как организовать управленческий учет?» Парадокс заключается в том, что первый из них, как правило, задают бухгалтеры, а второй — менеджеры.

На сегодняшний день есть много трактовок понятия «управленческий учет», но большая часть бухгалтеров, особенно практиков, убеждены в том, что формулировки «финансовый учет» и «управленческий учет» — это далекие от реальной жизни экзотические странности. Для них имеет место лишь один учет — тот, который они ведут. Правда, бухгалтерам пришлось признать еще и «налоговый учет»,.

Наоборот, подавляющее большинство менеджеров, окрыленных мечтой «о творческом чуде» — управленческом учете, верит в то, что труд скучных людей, сидящих в комнате с вывеской «бухгалтерия», может понадобиться только одному человеку — налоговому инспектору, да и то не всегда. По их мнению, хороший бухгалтер — это тот, при котором предприятие не имеет проблем с налоговыми органами. Налоги — вот то, для чего нужны бухгалтерия и бухгалтеры. Для всего остального нужен управленческий учет — потрясающее изобретение, способное привести предприятие к благоденствию.

С бухгалтером на тему управленческого учета, считает большинство менеджеров, говорить бесполезно. Нужно пригласить консультантов, нанять продвинутых молодых людей, купить мощную компьютерную программу управленческого учета (лучше заказать индивидуальную), самому получить диплом «магистра управленческого эккаунтинга».

Два полярных мнения, слегка утрированно описанных нами, мы можем встретить практически на любом предприятии, решающем вопрос об организации системы управленческого учета. Безусловно, не правы обе стороны. И это частный случай общей ситуации абсолютного непонимания, нередко возникающего у совместно работающих людей. На каждом предприятии есть разные отделы администрации: бухгалтерия; юридическая служба; отдел маркетинга; отдел экономического планирования; программисты; технический отдел и пр.

Все эти структурные подразделения работают параллельно друг другу: бухгалтерия живет своей жизнью, технический отдел — своей, юристы — тоже совершенно самостоятельная единица и т. д. Однако все они призваны заниматься одним делом, и самые эффективные решения, самые действенные шаги возможны только при условии их сотрудничества, а сотрудничества не получается, так как люди часто не понимают друг друга.

Возьмем одну из самых близкостоящих в административной структуре пар — юриста и бухгалтера. Сегодня так складывается жизнь, что именно они, работая рука об руку, способны приносить фирме большие выгоды. С помощью договорной политики юрист и бухгалтер могут существенно сократить размер налогового бремени и оптимизировать финансовые расчеты.

Весьма характерен, например, такой случай: юрист, планируя договорную схему обеспечения производства материалами, приходит к бухгалтеру с вопросами о том, как отражается движение материалов в бухгалтерском учете. На вопросы юриста бухгалтер бодро отвечает: «А мы материалы перекидываем с «десятки» на «двадцатку» по шестой ведомости». Конечно, после таких ответов у юриста ясности не возникает, но зато добавляется антипатия к бухгалтерии и лично к бухгалтеру. Часто встречается и другая картина. Бухгалтер, например, спрашивает у юриста: «Что означает дополнительное соглашение к договору?» Юрист отвечает, что заключение дополнительного соглашения привело к новации обязательств, пролонгирующей срок их исполнения, и росту цены сделки. Естественно, эти загадочные слова ничего кроме раздражения у бухгалтера не вызывают.

Именно проблемы общения лежат в основе всех сложностей, связанных с организацией управленческого учета на предприятии. Несколько упрощая приведенное выше определение, можно сказать, что управленческий учет — это система регистрации, обобщения и представления данных, нужных для принятия управленческих решений менеджерами компании.

Похожие материалы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *