Довольно часто организации (предприниматели), для того чтобы привлечь покупателей (в т. ч. дилеров), применяют в своей практике систему скидок. Как правильно рассчитать НДС при их предоставлении?

Изменяем цену товара

Начислять НДС продавцу, который стимулирует своих покупателей, придется по-разному. А все будет зависеть от того, что собой представляет скидка в том или ином конкретном случае.

Первый вариант таков. Из договора купли-продажи вытекает, что цена контракта может измениться при выполнении определенных условий. Например, если покупатель в период действия соглашения достигнет конкретного объема закупок, тогда он вправе получить скидку. Причем даже по тем товарам, переход права собственности по которым уже произошел.

В этом случае первоначальная стоимость отгруженных покупок изменится. В связи с чем придется скорректировать все выставленные первичные документы с «поправкой» на скидку. И соответственно сторнировать проводки в бухучете. Также необходимо исправить ранее выставленные счета-фактуры (как свой экземпляр, так и экземпляр покупателя). А значит, и записи в Книге продаж. Ведь в итоге НДС по договору должен быть рассчитан с конечной цены, с учетом всех изменений. Поэтому, если скидка предоставлена в другом налоговом периоде, а «прошлый» налог уже оплачен и отражен в декларации, фирме придется подать в инспекцию также уточненный отчет.

Покупателю при этом следует учесть, что, получив откорректированные документы, он обязан пересчитать НДС за прошедший налоговый период. А так же не забыть внести поправки в Книгу покупок и сдать уточненный отчет по налогу. Причем в том случае, если «прежний» НДС уже был поставлен к вычету, придется еще начислить и пени за недоплату обязательного платежа.

Отметим, что поставщик и покупатель могут избежать пересчета налоговых обязательств и сдачи уточненных деклараций, но лишь в том случае, если, согласно учетной политике, они считают НДС «по оплате».

Альтернативный подход

Существует способ, позволяющий избежать начисления НДС при выдаче «бонусных» презентов. Организации-продавцу следует оформить документы о том, что такая передача носит возмездный характер. Ведь по сути, чтобы заслужить «награду», покупателю необходимо приобрести определенное количество какой-либо продукции. Таким образом, фирме нужно доказать, что вручение подарков является не безвозмездной реализацией, а именно установленной скидкой.

Для этого, во-первых, фирме-продавцу необходимо составить маркетинговую политику. И в ней закрепить всю информацию о предоставляемых скидках при продвижении товаров на новые рынки. Такой документ следует оформить в начале года и утвердить приказом руководителя. Во-вторых, не нужно составлять отдельные «нулевые» документы на бонусы. Бесплатную партию лучше включить в общую накладную. А провести это мероприятие — по принципу «покупка двух предметов по цене одного». В-третьих, надо сразу правильно составить договор купли-продажи, в котором было бы указано, что покупателю предоставляется действительно скидка, а не подарок.

Есть и другой способ, который применяют некоторые организации для «выгодного» оформления как накопительных скидок, так и бонусных призов. Например, они делают ссылку в контракте, что в целях популяризации (продвижения товара) выплачивают ежемесячно покупателю вознаграждение в определенном размере в зависимости от его объема закупок. А по итогам месяца проводят взаимозачет обязательств. Данный ход также закрепляют в маркетинговой политике, утвержденной директором. Бесспорно, затраты на такие «услуги по популяризации» идут на получение дохода. И значит, их можно отнести к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Несомненно, этот способ выгоден как продавцу, так и покупателю, ведь он избавит их от лишних корректирующих записей, а также, возможно, от сдачи уточненных отчетов.

Похожие материалы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *