К счетам, не известным венецианским счетоводам, относятся счета амортизации, доходов и расходов будущих периодов, резервов — все счета, которые необходимы для исчисления финансового результата и составления отчетности. К сожалению, в отечественной литературе отсутствует термин для обозначения этой группы счетов. Поэтому мы воспользуемся термином французских бухгалтеров А. Гильбо и Э. Леоте, которые называли их счетами порядка и метода.

Счета порядка и метода и связанные с ними методы учета в XIV-XV вв. использовались только флорентийскими компаниями. Усилиями европейских бухгалтеров они были созданы вновь во второй половине XIX в., а значит, о них было известно первым исследователям Трактата. Вызывает удивление, что отсутствие столь важных для современной бухгалтерии счетов не привлекло их внимание.

Значительные отличия можно найти и в общей организации данных в Главной книге: в венецианском варианте она была значительно сложнее. Для каждого корреспондента, для каждой единицы товарного ассортимента в Главной книге открывался отдельный счет, который назывался по имени этого корреспондента или по названию товара. Вследствие этого в Главной книге по мере появления новых деловых партнеров и расширения товарного ассортимента в произвольном порядке появлялись десятки и даже сотни новых счетов.

В венецианском варианте на счетах регистрировались не итоговые суммы, а каждая из затрагивающих операций. Чем больше операций отражалось на данном счете, тем больше листов в Главной книге было для него необходимо.

Учетные книги приходилось менять сразу после того, как заполнялось записями пространство, отведенное хотя бы для одного из счетов, даже если все остальные счета к этому моменту были далеки от заполнения. В худшем случае это приводило к замене почти незаполненной книги. Нежелательность такой замены усугублялось дороговизной самих учетных книг.

Главная книга состояла из трех частей: оглавления, области счетов и области свободных листов.

Оглавление располагалось в начале книги и предназначалось для быстрого поиска нужного счета. Оно содержало названия всех счетов в алфавитном порядке и номера страниц, с которых эти счета начинались. Поэтому оглавление называлось алфавитом или реперториумом.

Область счетов начиналась сразу за оглавлением. Как правило, для счета отводился лист (фолио), состоящий из двух соседних развернутых страниц: левая страница предназначалась для дебета, правая — для кредита. Для некоторых, наиболее употребительных счетов, например, для счета Кассы, отводилось несколько следующих один за другим листов. Иногда, напротив, на одном листе размещались два или более малоиспользуемых счета. Порядок следования счетов в момент создания книги определялся бухгалтером; обычно часто используемые счета (тот же счет Кассы) располагались ближе к началу книги.

Размер Главной книги выбирался таким, что после открытия всех, известных на момент создания книги счетов, в ней оставалось большое количество свободных листов: от этого зависел срок службы книги, который в Венеции стремились по возможности продлить. Потребность в свободных листах возникала в двух случаях: при открытии нового счета и при переполнении счета, открытого ранее.

Относительно простой являлась процедура открытия нового счета. Необходимость в ней возникала, когда компания совершала сделку с новым корреспондентом или приобретала новый товар. Ддя нового счета отводился первый свободный лист, а в оглавление включалось название счета и номер этого листа.

На первый взгляд, Главная книга венецианского счетоводства представляла собой неупорядоченный конгломерат страниц, отведенных под разные счета, причем один и тот же счет нередко располагался на нескольких страницах в разных частях книги. На самом деле Главная книга была упорядочена логически благодаря оглавлению и встречным ссылкам, соединяющим физически разрозненные страницы одного счета в единую, логически связанную цепь.

После того, как все свободные листы в Главной книге были исчерпаны, возникала необходимость приступить к наиболее сложной и трудоемкой процедуре — замене бухгалтерских книг. Процедуру можно разделить на две большие стадии: стадию собственно переноса данных из старой книги в новую, действительно не отличающуюся от той, что описана в предыдущем разделе, а также дополнительную стадию, которая состоит из трех этапов: пунктировка Журнала и Главной книги; исчисление финансового результата и вывод капитала; составление пробного баланса старой Главной книги. Пунктировка представляет собой процедуру сплошной постатейной сверки содержимого Журнала с содержимым Главной книги. Пунктировка — трудоемкая и длительная процедура: фактически в ходе ее как бы заново повторяется вся работа по разноске данных в Главную книгу. Из тех же соображений уместным выглядит составление пробного баланса, который, как и пунктировка, является инструментом контроля Главной книги.

Средневековые и, в первую очередь, венецианские счетоводы воспринимали пробный баланс как наименее эффективный из всех контрольных инструментов, как необязательное дополнение к инвентаризации и пунктировке и, на практике, нередко вовсе обходились без него.

И это не было случайным. Столь длительные интервалы между моментами закрытия счетов у всех венецианских компаний были возможны только при условии, если купцы сознательно выбирали для своих нужд учетные книги как можно больших размеров. Как правило, учетные книги содержали 500 и более листов большого формата. Благодаря этому купцы намеренно отодвигали момент закрытия счетов, а значит и составление пробных балансов, на возможно более поздний срок.

Такую практику можно объяснить тем, что купцы и счетоводы Венеции в явной или неявной форме отдавали себе отчет в том, что сальдо на счете Прибылей и убытков не соответствует финансовому результату работы компании, а контрольные возможности пробного баланса незначительны. Все это дает веские основания предполагать, что учет в Венеции велся не для составления отчетности, а ради достижения каких-то других целей.

Похожие материалы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *