Сегодня бухгалтеру не просто найти хорошую работу. У каждого работодателя свои требования и предпочтения. К тому же легко столкнуться с таким видом собеседования как шоковое интервью. Что из себя представляет подобный вид подбора персонала и насколько он распространен?

Начнем с реальной истории реального работника:

— На мое резюме в интернете довольно быстро откликнулась одна престижная компания. В назначенный день и час я пришла на встречу с менеджером по подбору персонала. Однако минута проходила за минутой, а меня никто не приглашал. Менеджер появился спустя полтора часа. Не извинившись за опоздание, он жестом предложил мне зайти в кабинет. Войдя в переговорную, он кивком предложил мне сесть, а сам вольготно расположился в кресле. Повертев в руках мой вузовский диплом, он отшвырнул его на край стола и, ухмыляясь, поинтересовался: «А что это вообще за институт? Я о таком ни разу не слышал». Пришлось объяснить ему, что вузу сравнительно мало лет, но с лицензией у него все в порядке, а диплом — государственный.

Хмыкнув, он продолжил нашу беседу: «А почему вы ушли с предыдущего места работы?» Я объяснила ему, что меня не устраивали зарплата и плохие условия труда. На что он ответил, как отрезал: «Тогда зачем вы нам нужны с такими претензиями?» Тут я растерялась окончательно. После десяти минут моего бормотания про то, что я хороший специалист с опытом работы и высшим образованием, он прервал меня вопросом: «А вы случайно не беременны? А то есть такие умные — устроятся на хорошую зарплату, а потом в декрет уходят, и плати за них». Мои глаза полезли на лоб, но я выдавила из себя, что не беременна.

Дальше интервью продолжалось как обычное собеседование, пока он не предложил мне пойти в коридор и налить ему из автомата чашечку кофе. Тут я не выдержала и буквально взорвалась. Я высказала ему все, что я думаю о нем и о фирме. На что он мне без всякого смущения заявил, что это было шоковое собеседование, а я его не прошла. Менеджер аргументировал свой отказ тем, что я не умею держать эмоции при себе, у меня мало амбиций и я слишком несговорчива — не могу выполнить простейшее поручение.

Вернувшись домой, я обзвонила знакомых с вопросом, сталкивался ли кто-нибудь с подобным видом собеседования. К моему удивлению, одна из подруг, тоже бухгалтер, рассказала, что испытала однажды нечто подобное. Ей предложили по совместительству поработать уборщицей. Причем деньги обещали немалые. Несмотря на то что у подруги были финансовые затруднения, она отказалась. Это вовсе не означало, что она испугалась физической работы. Но что бы сказали люди о фирме, в которой главного бухгалтера периодически видят со щеткой в руках? После таких объяснений девушку приняли на работу. Менеджер объяснил ситуацию так: «Мы хотели проверить, насколько вы падки на деньги и что для вас значит престиж компании. Теперь я вижу, что на вас можно положиться. Вы знаете себе цену».

Откуда дует ветер?

Шоковое собеседование пришло к нам с Запада. Впервые оно было предложено и применено одним из менеджеров кадрового агентства Нью-Йорка. Однако существует и другая версия происхождения шокового собеседования.

По своей сути оно очень напоминает методы, которыми пользовались в НКВД. Именно так набирали сотрудников этого ведомства, проверяя их характеры и внутренние установки. Да и в разведшколах не брезговали подобными психологическими уловками. Прежде чем заслать шпиона в стан врага, надо увериться в нем на сто процентов.

Хотя в Европе и в США метод шокового собеседования используют довольно давно, в России он появился в начале 90-х прошлого века. Принято считать, что такое испытание помогает выявить скрытые недостатки человека. А путем создания различных ситуаций можно распознать многое: от амбиций соискателя до его реакции на различные неприятные ситуации.

В ряде компаний подобные собеседования проводят не для всех. Они касаются только соискателей на руководящие должности, а также тех, кто будет работать непосредственно с клиентами. Это актуально для компаний, в которых часто возникают различные конфликтные ситуации, которые порой приходится решать нестандартными способами. А для этого нужны люди, готовые быстро найти решение в любой обстановке. Например, уговорить клиента на крупную сделку, уболтать его, польстить ему. Это ведь не каждый может.

Собеседование такого рода является действительно эффективным способом подбора персонала. Стоит отметить, что его должны готовить специалисты-психологи высокого класса. К тому же вопросы подбирают для каждой должности индивидуально.

Например, используют такой способ шокового интервью: приглашают на собеседование нескольких менеджеров, которые задают соискателю вопросы практически одновременно. Это помогает определить быстроту его реакции, а также узнать, как он определяет приоритетность того или иного человека.

Другой вариант прямо противоположный. Несколько соискателей на одну должность собирают вместе. Это помогает выявить, насколько каждый кандидат готов к конкуренции в борьбе за вакантное место. Иногда дело доходит до курьезов: взрослые люди наперебой тянут руки, начинают перебивать друг друга, чтобы выставить себя в выгодном свете или ответить быстрее, чем конкурент.

Есть много способов, чтобы выявить скрытые достоинства и недостатки соискателя. Главное — моделировать различные ситуации. Например, человеку предлагают ответить на звонок, просмотреть срочные документы и одновременно с этим обслужить клиента. То, как он себя поведет, несомненно, расскажет о многом. Для этого вовсе не обязательно ущемлять человеческое достоинство вопросами о личной жизни.

Недостатки шокового собеседования

Не каждый человек, попав на такое собеседование и пройдя его, будет чувствовать себя комфортно в этой компании в дальнейшем. Особенно если соискатель — неуверенный в себе человек. Но ведь некоторые должности и не подразумевают присутствия в нем напористости и наглости. Кроме того, отношения новоиспеченного сотрудника и того, кто проводил собеседование, могут не сложиться изначально. Если же они по роду деятельности будут вынуждены решать какие-то совместные проблемы, дело у них пойдет на лад. Первое впечатление самое сильное, потом очень сложно его переломить.

Используя шоковое собеседование, можно обрести отличного специалиста, но можно и потерять. К тому же существует огромная вероятность того, что вы возьмете на работу некомпетентного сотрудника. Он может просто ответить на все каверзные вопросы и при этом не смутиться. Но это вовсе не означает, что он хороший работник. Стоит предупредить: подобные собеседования могут проводить только профессионалы. Еще лучше, если это будут квалифицированные психологи. Большинство рекрутеров просто переняли этот вид собеседования с Запада. Иногда они даже не знают, что именно надо делать, а просто пытаются вывести человека из себя. Поэтому менеджеру по персоналу необходимо очертить себе круг вопросов, которые он будет задавать кандидату на ту или иную должность. Спрашивать лишнего не стоит.

Многие специалисты откажутся работать в компании, использующей такие методы подбора персонала. Если человек хорошо знает свою работу, он всегда найдет достойное место. А подобное отношение к себе на собеседовании сочтет унизительным и сам откажется от предлагаемой ему должности.

Гораздо правильнее создать для кандидата доверительную и комфортную атмосферу, выбрать правильный тон. Главное — это желание понять человека. И в первую очередь надо думать о том, какой из него будет работник, а не лезть в его личную жизнь. Большинство людей «закрываются», если их спрашивает о семье незнакомый человек. А настолько ли это важно, если у кандидата есть образование, опыт работы и только хорошие рекомендации?

Совет 1

Никогда не забывайте, что это всего лишь собеседование, пусть даже и стрессовое. Вы в любом случае не составите представление о фирме и ее сотрудниках по одному лишь эпизоду. Ведите себя спокойно, отвечайте только на те вопросы, на которые сами сочтете нужным ответить.

Совет 2

Не забывайте о своем человеческом достоинстве. Подумайте, хотели бы вы работать в компании, где проводят собеседования подобным образом. Не только компания оценивает вас, но и вы компанию.

Совет 3

Если уж вы все-таки прошли такое собеседование и вас ничто не смутило, поинтересуйтесь, что попадет в ваше личное дело после приема на работу. Сведения о вас не должны быть достоянием общественности. Если вам и задавали неприятные вопросы, пусть уж беседа останется между вами и менеджером по кадровым делам.

Похожие материалы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *